Теория

Механика игры на медных духовых

Джон Гриффитс (Канада)
Перевод с английского Алексея Чарыкова.

Эта статья была написана для "Журнала Ассоциации духовых оркестров провинции Саскачеван", где и будет опубликована осенью 1998 года. Перевод на русский язык осуществлён с прямого разрешения автора.

В этой моей первой статье в качестве редактора по медным духовым я хотел бы осветить очень близкий и хорошо известный мне вопрос, который часто вызывает трудности у множества исполнителей. Ведь если вы хорошо владеете механикой игры, всё остальное становится на место. Говоря "механика", я, конечно, затрагиваю, в основном, область физики, но так как эта наука не является моей специализацией, то я не не могу ручаться за использование правильной научной терминологии. И слово "механика" в данном случае применяю для обозначения способа контролирования воздушного потока при игре на медном духовом инструменте.

Если вы когда-либо видели Тайгера Вудса1 , ударяющего по мячу для гольфа, вы видите, что у него прекрасные физические кондиции, и он их использует на все 100%. Это может быть результатом долгих тренировок или природного дара, или и того, и другого, но главное - удар по мячу - безукоризненен и точен, и мяч летит так далеко, как только пожелает сам спортсмен. Теперь давайте попробуем предоставить площадку для гольфа, к примеру, Сильвестру Сталлоне, и попросим его произвести удар на 400 ярдов. Нет сомнений, что у него это не выйдет, хотя он и несравненно сильнее Вудса. Он просто не обладает техникой и нужными конкретно в данном случае физическими качествами (не путать с общей, "грубой" физической силой). Можно сказать, что именно это я и отношу к "механике".
Естественно, я не хочу проводить параллелей между гольфом в частности и спортом вообще и медным духовым исполнительством. Достаточно сказать, что лучшие (будь то духовики или спортсмены) всегда используют возможности своего организма. Худшие же пытаются бороться с законами физики.

Сколькие из нас, впервые взяв в руки медный духовой инструмент, были обескуражены резким и некрасивым звучанием, которое у нас выходило? В течение многих лет я пытался определить, почему почти каждый ребёнок, с которым я сталкивался в качестве частной практики или, будучи в жюри какого-либо конкурса имел напряжённый и неестественный звук. И вот в чём причина. Она заключается в том самом пути начального обучения. Сначала мы говорим ученикам "развивать амбушюр", через несколько лет мы рекомендуем им так называемые упражнения для "наращивания", развития губных мышц. Так вот, всё это чепуха!2
Если бы музыкантам, обладающим самыми широкими диапазонами и звучаниями, требовалась для этого куча мышц и мускулов, не думаете ли вы, что это было бы заметно? Тайгер Вудс ведь тоже не самый крепкий человек. Вот простой эксперимент, который продемонстрирует вам и вашим студентам то, что глупо полагаться исключительно на губные мышцы во время игры: положите ваш указательный палец между губами (но не между зубами, потому как тогда вы можете инстинктивно задействовать свою жевательную мышцу и при этом поранить себя), сомкнув при этом зубы. Теперь, применив все ваши губные и лицевые мышцы, попробуйте как бы собраться "укусить" ваш палец и вытащите его. Ну как, у кого-нибудь возникли проблемы с этим? Кто-нибудь почувствовал "огромную силу" ваших губ? Верно, и я тоже не почувствовал, притом, что моя исполнительская практика насчитывает десятки лет. Вы можете подумать, что мне стоило бы нарастить свои губные мышцы: Но идея этой статьи и состоит в том, чтобы рассказать вам, что вся общая идея "разрабатывания мускулов губ" - это миф. Действительно, стоит работать над гибкостью ваших губ, чтобы они могли воспроизводить постоянное "жужжание", то есть баззинг; стоит заниматься над вырабатыванием мощного дыхательного аппарата, который вы смогли бы с лёгкостью контролировать и использовать в нужных вам целях: но если вы работаете над укреплением ваших губных мышц, вы лишь напрасно теряете время. Эти упражнения просто бессмысленны. Губные "качки" никому не нужны, и лучшие из духовиков вовсе не имеют губы толщиной в три дюйма.
Я знаю (и вы тоже, если имеете педагогическую практику), что большинство духовиков пытаются использовать вертикальное давление (положение одной губы напротив/поверх другой), особенно при игре в верхнем регистре. Да, действительно можно добиться некоторых успехов таким способом, но это сопряжено и с непомерным уставанием.
Попробуйте-ка вот что: глубоко вдохните и задержите дыхание (было бы весело, если бы на этом я закончил статью...). Хорошо, хорошо, выдохните. Сейчас давайте попробуем снова: Сделайте глубокий вдох и задержите воздух, но только используя ваш амбушюр и губы. Не используйте глотку. Теперь попробуйте "вытолкнуть" наружу, и вы обнаружите, насколько легко вы можете сдерживать воздушный поток и не давать ему выйти ни чуточки. Да, ваша шея раздувается, но ничего не "протекает". Да, уже можно выпускать воздух: Сейчас возьмите дыхание ещё раз и, сложив ваш амбушюр привычным, поставленным образом, выпускайте воздух небольшой струйкой точно посередине ваших губ. Ведь нетрудно, правда? Это простой пример, но и он доказывает, что воздушный столб может быть легко контролируем без каких-либо особенных мышечных усилий.

Надеюсь, что я уже показал вам, что именно является мифом - то, что вам нужно тщательно разрабатывать ваши губные мускулы, как будто бы они являются "гимнастическим залом" вашего рта. Теперь же я хочу рассказать о том, что именно я считаю правильным способом игры.

Мне хотелось бы начать это повествование с объяснения, касающегося давления мундштука на губы, потому что оно критично для контролирования дыхания и может существенно ограничить циркуляцию крови в ваших губах, что особенно часто встречается у начинающих духовиков. Чем ниже ноты вы играете, тем меньше давления на губы требуется. И во все времена исполнители на медных инструментах в душе желали наименьшего давления, которое только возможно в диапазоне, в котором они играли. Причина этого в том, что верхняя губа (для большинства исполнителей; объяснение чуть ниже) - это как бы "клапан" и вам нет смысла останавливать его вибрацию.

(Здесь требуется небольшое отступление. Как известно, большинство людей в мире являются правшами. Такая же картина наблюдается и в мире медных духовых. Большинство музыкантов используют нисходящую струю воздуха при игре, и лишь немногие - наоборот. Если вы играете на медном духовом инструменте, попробуйте вот что: положите палец поперёк вашей нижней губы и делайте баззинг вашей верхней. А теперь наоборот - прижмите верхнюю и попробуйте "пожужжать" нижней губой. Если производить баззинг верхней губой вам легче и это получается у вас более натурально с точки зрения классического "медного" звукоизвлечения, то вы из тех, кто использует нисходящую струю. И наоборот - если вы чувствуете себя комфортней, "жужжа" вот таким способом нижней губой, то вы - из тех, кто использует восходящий поток воздуха.) А теперь давайте вернёмся к нашей статье:

Итак, давление мундштуком. Если вы - такой же биологический организм, как и я, то ваша челюсть выглядит в виде буквы U на рентгеновской фотографии при виде сверху. Теперь сделайте (мысленно) такой же снимок вашего мундштука и он окажется прямо поперёк, так ведь? (Да, я знаю, что мундштук круглый, но это если посмотреть с другого угла. Читайте дальше:) Этот эффект больше проявляется у тубистов, чем у трубачей, но если вы играете в низком диапазоне, ваши губы всё так же гибки (или должны быть таковыми) так, что эта самая U-образная "конструкция" вашей челюстной полости "сцепляется" с полями мундштука, и ваша плоть в данном случае служит как бы "замазкой" для наиболее полного облегания и недопущения пропускания воздуха. Немного излишнего давления, чем нужно для просто плотного "припечатывания" мундштука к губам - и "жужжание" остановится. Вот почему так много студентов имеют трудности с игрой в низком и педальных регистрах - у них прерывается это самое "жужжание" из-за сильного давления на губы (пусть даже всего чуть-чуть более сильного, чем нужно). Применимо к радикально низкому, педальному регистру (в основном, я имею в виду низкую медь) мы обычно прижимаем нижнюю губу непосредственно к мундштуку (так как она не производит "жужжания" при игре низких нот) и позволяем нашей челюсти двигаться вверх-вниз. Этот путь освобождает верхнюю губу для "жужжания".

Если же челюсти стоят прямо, то вы не сможете хорошо извлечь педальный звук, потому как губа остановлена мундштуком. Чем выше вы играете, тем больше ваш амбушюр уплотняется, и та самая "замазка" уже не работает, как следует. Если вы применяете одинаковое мундштучное давление и в верхнем регистре, и в нижнем, то вы рискуете постоянно сталкиваться с возникновением отверстий по обе стороны от мундштука, через которые будет выходить воздух. Вывод? Необходимо немножко больше давления, чтобы "запечатать" эти отверстия. Насколько сильно нужно прижимать мундштук к губам? Ровно столько, чтобы закрыть "течи" в губах. Вот и всё. Остальное относится к контролированию дыхания.

Если бы мы все начинали играть правильно (и я поступаю именно так, когда обучаю юных духовиков), нам следовало бы начинать с воздуха, а не с "жужжания". Фактически я демонстрирую студентам то, что если вы концентрируетесь на высоте звука (что очень важно) и правильно выдуваете воздух, инструмент почти всегда даст требуемый хороший отклик. Это трудно показать на словах, но если вы попробуете просто начать дуть в 4-5 дюймах3 от мундштука и потом, приближая инструмент к губам, прикоснётесь к нему, как только "отверстие" будет "запечатано" (читайте о давлении мундштука на губы выше), звук, взятый вами, должен звучать очень неплохо.

Всё это и есть "механика", о которой упоминается в заглавии этой статьи. Для тех же, кто хочет вкратце (буквально в трёх словах) узнать о механике игры на медных духовых - вот суть моего рассказа:

ФОКУС, НАПРАВЛЕНИЕ, СКОРОСТЬ.

В этом всё дело. Если вы хорошо сочетаете все три этих компонента, вы можете исполнять что угодно (пока вы правильно добавляете артикуляцию, аппликатуру, музыкальность, наконец:). Но это: ФОКУС, НАПРАВЛЕНИЕ, СКОРОСТЬ - действительно, по моему мнению, ключевые моменты.

ФОКУС. Правило таково: чем выше нота, тем меньше игровое отверстие. Также верно и обратное правило: чем ниже звук, тем больше должно быть и отверстие. В качестве примера я обычно привожу детям дутьё в маленькую красную трубочку из комплекта известного средства бытовой химии WD 40 (часто применяемого в хозяйстве или гараже) как метафору игры в верхнем регистре, или толстую соломинку для коктейля в низком регистре.

НАПРАВЛЕНИЕ. Здесь правило таково: чем выше нота, тем больше воздушный поток направляется вниз. И снова обратная установка правдива: чем нота ниже, тем больше воздух направляется кверху. Всё это так для тех, кто использует нисходящий поток воздуха, и, соответственно, наоборот, для тех исполнителей, которые пользуется восходящим. Вот вам элементарная демонстрация эффективного применения воздушного столба: в жаркий летний день мы иногда можем обдуть медленной, прохладной струйкой воздуха своё лицо, чтобы охладить его. Подобный медленный, широкий, направленный вверх поток может быть использован для игры в нижнем регистре на медном духовом инструменте.

А если вы положите указательный палец на подбородок направлением вверх, ко рту, и подуете вниз, фокусируя поток воздуха на тыльной стороне вашего пальца, то это будет очень схоже с тем, как следует направлять воздух при игре в верхнем регистре.

СКОРОСТЬ. Относительно этого параметра закон таков: чем выше нота, тем быстрее должна быть скорость воздушного потока. И, соответственно, чем нота ниже, тем воздух должен посылаться с меньшей скоростью. Причём это справедливо как для исполнителей, использующих восходящую струю, так и для тех, кто в своей игре применяет нисходящий поток. Подумайте ещё вот над чем: низкий звук обладает более медленными вибрациями, чем высокий. И вполне резонно, что он требует меньшей скорости воздуха.

Теперь главное - правильно соединить ФОКУС, НАПРАВЛЕНИЕ и СКОРОСТЬ. Это заставляет нашу "механику" и "физику" работать в оптимальном сочетании и максимально продуктивно. Если вы просто будете сильнее (то есть с большей скоростью) дуть в ваш инструмент, то очевидно, что единственным результатом станет то, что звук просто станет громче. Меняйте фокус и направление, и вы будете управлять воздушным столбом. В этом-то и состоит комбинирование трёх наших факторов, что, конечно, требует времени и практики.

Так что хороший диапазон и качественный звук вовсе не контролируются одной силой лицевых мышц.

Вот вам небольшая сводная табличка по материалам моей статьи:

  ФОКУС НАПРАВЛЕНИЕ СКОРОСТЬ
Верхний регистр узкий вниз быстрая
Нижний регистр широкий вверх медленная

Вот на что следует обращать внимание в своих практических занятиях.


1 Известный американский игрок в гольф. В качестве альтернативы для российской аудитории автор приводит хоккеиста Якушева с его знаменитым ударом-"щелчком" или вратаря Третьяка в его блестящем умении отражать броски.
2 Здесь автор употребляет даже более сильное выражение.
3 10-12 сантиметров.
 
Статья взята с сайта www.tuba.org.ru