МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТЕРМИНЫ.
ИСТОРИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ КОММЕНТАРИИ
Аллеманда (фр. allemande — немецкая) — старинный французский танец XVII— XVIII веков (немецкого происхождения), двухчастного строения, в сюите составляет первую часть.
Этюд отличается острогротесковым образным строем, создаваемым широкими угловатыми интонациями legato и стремительным движением staccato, неожиданными паузами и резкими динамическими контрастами. Этими особенностями определяются основные исполнительские задачи: достижение максимальной контрастности между штрихами staccato и legato, звучанием ff и рр,между гаммообразными мелодическими оборотами и широкими острыми интервальными скачками.
Альборада (исп. alborada, от alba — рассвет) — утренняя серенада, песня испанских пастухов в честь восходящего солнца.
Характер данного этюда — празднично-торжественный, это образ испанского карнавала. Светлый мажорный колорит обусловливает общие исполнительские цели, но технически здесь необходимо выявить разные музыкальные образы: первый — танцевальный, с преобладанием стремительного движения на legato, чередующегося с предельно острым staccato, второй — ярко фанфарный, исполняемый штрихом акцентируемое marcato.
Англез (фр. anglaise — английская) — английский танец. По музыке близок к экосезу, по форме — к ригодону. Ф.Фишер, Ф.Филидор, И.С. Бах включали танцы типа англеза в инструментальные сюиты.
Данный этюд образно пародирует забавную сценку: утонченные леди-аристократки пытаются приобщить к искусству танца неуклюжих провинциалов. Исходя из указанной художественной установки, основное внимание необходимо уделить здесь тембровым контрастам. Образ женского грациозного танца требует мягкого кантиленного звука vibrato, имитация же тяжеловесных, угловатых движений парней — мощного плотного звука поп vibrato с резкими акцентами и интервальными скачками.
Баркарола (итал. barcarola, от barca — лодка) — песнь итальянского рыбака, лодочника. Этот род музыки был особенно распространен в Венеции. Название вокальных и инструментальных пьес певучего характера.
Основная художественно-образная цель этого этюда сводится к созданию стереофонического звукового эффекта: возникающая где-то вдали песня венецианского гондольера постепенно приближается, а затем вновь удаляется и затихает. В отличие от предыдущих этюдов, строящихся на резко контрастных технических приемах, здесь необходимо добиваться постепенного, очень расчетливого crescendo от ррр до полноценного / и последующего diminuendo до ррр. Но не менее важно достичь не только динамического нарастания и затихания звука, но и тембрового — от затаенного, еле слышимого звучания con sord. до яркого мягкого звука и обратно.
Бергамаска (итал. bergamasca) — итальянский танец-песня XVI—XVII веков (происходит из провинции Бергамо, Северная Италия), размер 4/4, оживленный темп, квадратная структура. Использовался различными композиторами XVI — XVIII веков в инструментальных жанрах.
Трудность исполнения данного этюда — в стремительности, как бы воздушности движения и соответствующей им легкости звуковоспроизведения, приближающегося по характеру к звучанию флейты. В средней части необходимо добиться предельной образной контрастности между синкопированным staccatissimo (как бы женский изящный танец на пуантах) и внезапными (мужскими) "притопами" и "вскриками", — что воспроизводит характерные черты темпераментного итальянского танца.
Болеро (исп. bolero) — известный с конца XVUI века испанский народный танец, сопровождаемый ударами кастаньет.
Прообразом этого этюда послужило гениальное Болеро М.Равеля. Здесь валторнист имеет возможность проявить подлинную исполнительскую виртуозность, своеобразную тембровую эксцентрику. На фоне остинатного ритмического узора (имитация равелевс-кого барабана), исполняемого con sord., звучит, прихотливо развиваясь, все более ярко и темпераментно, основная мелодия. В связи с этим возникает несколько технических проблем. Главная — это овладение техникой правой руки, умение мгновенно менять закрытое {con sord!) и открытое {senza sord.) звучание инструмента. (Для облегчения данной задачи этот этюд рекомендуется играть сидя.) Вторая проблема — достижение идеальной филировки звука. Это необходимо, чтобы усилить иллюзию продолжения звучания мелодии в моменты, когда вновь "прослушивается" барабанный ритм. И последняя исполнительская проблема — необходимость соблюдения абсолютно устойчивого и точного метроритмического пульса (за исключением последних трех тактов) при постепенном, но равномерном crescendo от ррр до fff.
Бранль (фр. branle — качание, хоровод) — старинный французский танец, вначале народный, позже бальный. В XVI—XVII веках возникли различные его разновидности.
В данном этюде, технически более простом, вновь возвращается принцип образной контрастности. Первая его тема ассоциируется с известными струнными сочинениями А. Вивальди, исполняемыми "полным смычком" {detache) — бодро и весело. Ее сменяет лирическая, но мужественная, широкая по диапазону тема, звучащая динамически контрастно. В заключение эти темы перекликаются в своеобразном диалоге. Главная исполнительская задача — достичь ровного по насыщенности звука, идеального legato в среднем и нижнем регистрах инструмента.
Бурлеска
(итал. burlesca, от burla — шутка) — музыкальная пьеса шутливого, комического характера. В данном случае причудливость этюда определяется исключительно его асимметричной, "хромой" метрикой, непредсказуемой для слушателя сменой акцентов. Начало его не предвещает никаких неожиданностей: интонационно и ритмически это вполне традиционная для валторны "музыка охоты". Но вдруг — и это "вдруг" исполнительски следует сделать незаметно — что-то ломается в привычном движении размера 6/8 и начинается некая метроритмическая фантасмагория, которая так же неожиданно, как началась, вновь возвращается в "удобное" для уха ровное русло ритмической пульсации. Задача освоения этого этюда сводится к достижению абсолютной точности, естественности и свободы в исполнении переменных, асимметричных метрических схем.
Бурре (фр. bourree, от bourree — делать неожиданные скачки) — старинный французский народный танец, известный с конца XVI века.
Исполнительская проблематика этого этюда проще: плотным, темброво-насыщенным звуком инструментально "пропеть" его в стиле музыкального барокко. При этом изящно, выразительно, без суеты исполнить все морденты, обозначенные в тексте.
Вальс
(от нем. walzen — кружиться) — танец, происшедший от немецких, чешских, австрийских народных танцев. В XIX веке вальс получил широкое повсеместное распространение как танцевальный и концертный жанр, вплоть до введения его в симфонии в качестве одной из частей.
Этот этюд желательно исполнять в стиле вальсов Э.Вальдтейфеля, аранжированных для духового оркестра. Первая его тема тембрально имитирует соло баритона, затем как бы следует оркестровое tutti с преобладанием виртуозных пассажей деревянных духовых. В образном воспроизведении популярной оркестровой музыки солирующей валторной и состоит художественная и технически-исполнительская задача данного этюда.
Вербункош
(венг. verbunkos, от нем. Werbung — вербовка) — венгерский танец, возникший во второй половине XVIII века, исполнявшийся при вербовке рекрутов. Предшественник чардаша. Здесь необходимо выявить основные ладовые и ритмические особенности венгерской и цыганской народной музыки: звукоряд с двумя увеличенными секундами, пунктирную ритмику с укороченными сильными долями, чередование эмоциональной медленной и виртуозной быстрой музыки. Сугубо валтор-новая проблема этого этюда состоит в достижении полного и ровного звучания в крайних его частях в пограничном, не самом исполнительски удобном диапазоне — малой и первой октавах.
Вилланелла
(итал. villanella) — деревенская песня, популярная в XV—XVI веках в Италии.
Композиция данного этюда имеет четкий образный характер: первая его часть представляет собой идиллически-пасторальную картину деревенского вечера (слышится пение, отдаленные звуки рога, отражаемые эхом), а вторая часть — это хороводная песня-танец, разворачивающаяся все более стремительно, темпераментно. Поэтому техническая задача здесь одна: рассчитать и исполнить постепенное динамическое и темповое нарастание, в конце которого необходимо прийти к темпу presto и звучанию ff.
Виллотта
(итал. villotta) — итальянский песенно-танцевальный жанр народного происхождения, получивший распространение в XV—XVI веках.
В этом этюде валторнист должен продемонстрировать недюжинное чувство юмора и даже актерское мастерство, если представит такую сценку: из таверны возвращается изрядно подвыпивший итальянец, который все еще продолжает напевать и приплясывать, но все чаще спотыкается, бормочет что-то несусветное и явно фальшивит. Исходя из такой художественно-образной установки, здесь можно и нужно исполнять всё преувеличенно деформированно, карикатурно: подчеркивать акценты, ритмические сбои и паузы, интонационные нелепости, то есть играть всё почти ad libitum.
Вильянсико (исп. villancico) — песенный жанр народного происхождения, распространенный в испанской музыке эпохи Возрождения.
Крайние части данного этюда отображают картину знойной андалузской ночи, — это возможно при мягком, матовом звучании валторны, идеальной кантилене. А средняя часть воспроизводит пылкую серенаду влюбленного кабальеро под балконом обожаемой сеньориты. Поэтому здесь следует резко изменить характер звука, интонационно выражая решительность, мужественность и страсть.
Вольта
(итал. volta, от voltare — поворачивать) — старинный парный танец, разновидность гальярды. Темп быстрый, размер трехдольный. В XVI—XVII веках был популярен во Франции и Англии. В этом этюде стилизуется французский придворный танец, по характеру близкий менуэту. Поэтому так же, как в танце, состоящем из чередований различных изящных поз и пластичных телодвижений, в музыке нужно выявить вариационные изменения основной темы. Особое внимание следует обратить на предпоследнюю вариацию, ее надо исполнять предельно остро, но легко, как бы pizzicato.
Гавот
(фр. gavotte) — старинный французский танец народного происхождения. С XVII века вошел в придворный обиход. С XVIII века встречается в инструментальных сюитах. Начало этюда надо исполнять остренько и изящно — как бы на фаготе. Вообще весь гавот, последовательность его эпизодов, представляет собой нечто вроде миниатюрного кукольного балета. Задача исполнителя — проявить изобретательность, умение находить неожиданные образные краски, сугубо музыкальное чувство юмора.
Галоп
(фр. galop — скакать) — танец с тактовым размером 2/4, очень быстрого движения, основанный на прыжках. Галоп появился в 20-х годах XIX века. Впоследствии был включен в кадриль в качестве ее последней, наиболее быстрой части.
Этот галоп должен звучать как галоп-буффонада, по существу это лихая цирковая музыка. Но здесь есть ряд технических проблем. Следует обратить внимание на резкую смену ритмических схем: сначала преобладает острый пунктирный ритм, после имитации басовых ходов следует большой раздел стремительной "скачки", требующей от исполнителя применения техники двойного staccato. В конце, на кульминации этюда, — калейдоскопическое "мелькание" предыдущих ритмов и мелодических фраз на предельно контрастной динамике.
Гальярда
(итал. gagliarda — бурная, смелая) — старинный итальянский танец с прыжками, умеренно быстрого движения, тактовый размер 3/4. В XVI веке гальярда исполнялась вслед за паваной и в сочетании с ней составляла двухчастную танцевальную сюиту.
Совершенно иной характер музыки в данном этюде. Широко и величаво звучит первая тема, вторую же необходимо играть, как торжественное оркестровое tutti, — это картина праздничного церемониала. Характер звука должен оставаться неизменным на всем протяжении этюда: валторна звучит здесь мягко, плотно, без форсирования, штрих также единый — marcatoi звучащее почти как legato.
Гросфатер (нем. Grobvater — дедушка) — шуточный немецкий танец, был распространен в XVII— XIX веках как свадебный танец, который исполняли все присутствовавшие на свадьбе. Состоял из медленной (трехдольной) и быстрой (двухдольной) частей. Использован в фортепианных циклах "Бабочки", "Карнавал" Шумана, в балете "Щелкунчик" Чайковского.
Здесь — в технически несложном этюде — желательно образно и эмоционально воспроизвести радостное состояние рождественского праздника. Первые такты этюда — это приглашение на танец у новогодней елки. А далее — картина безмятежного, веселого хоровода, в котором участвуют и дети и взрослые. Желательно добиться общего нарастания мажорности, света. Glissando надо исполнять совершенно бесшабашно, свободно, как какие-то восторженные шаловливые выкрики.
Жига
(англ. jig) — старинный английский очень быстрый танец народного происхождения, основанный на трехдольном (вроде триольного), преимущественно непрерывном движении в тактах размером 3/8, 3/4, 6/8, 6/4, 9/8, 9/4, 12/8, 12/4 и т. д. В четырех-частной танцевальной сюите XVII—XVIII веков жига составляла четвертую (последнюю) часть, следуя после сарабанды. Данный этюд по характеру должен оставлять впечатление причудливости, мрачного гротеска. Он достаточно сложен, в нем сочетаются техника подвижного legato с прихотливо меняющимися акцентами и мелкая стаккатная техника, где можно использовать приемы как обычного, так и двойного staccato. Рекомендуется исполнительски подчеркивать все синкопированные ритмические моменты.
Каватина (итал. cavatina) — название одной из разновидностей оперной арии, обычно напевного лирического характера; иногда название певучей инструментальной пьесы. Заключительный этюд данного сборника выражает светлые и одновременно трагические чувства, связанные с памятью о Михаиле Николаевиче и Виталии Михайловиче Буяновских. Написан данный этюд в стиле драматичных напевно-речитативных оперных арий музыки барокко — так называемых арий lamento. Это скорбный монолог, камерный реквием. От исполнителя требуется владение всем диапазоном валторны, способность ярко, с предельной экспрессией, широким мягким звуком выражать тонкие и глубокие чувства. При этом сугубо технически необходимо проявить разумное чувство меры между академически точным соблюдением всех метроритмических особенностей этой музыки и свободной по темпу, динамике ее интерпретацией, приближающейся по характеру к rubato.
Владимир Митителло. Характерные этюды для валторны. Издательство "Композитор", Санкт-Петербург, 2000, с. 4-8