Теория

 

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТЕРМИНЫ.
ИСТОРИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ КОММЕНТАРИИ

Аллеманда (фр. allemande — немецкая) — старинный французский танец XVII— XVIII веков (немецкого происхождения), двухчастного строения, в сюите составляет первую часть.
Этюд отличается острогротесковым образным строем, создаваемым широкими угловатыми интона­циями legato и стремительным движением staccato, неожиданными паузами и резкими динамическими контрастами. Этими особенностями определяются основные исполнительские задачи: достижение макси­мальной контрастности между штрихами staccato и legato, звучанием ff и рр,между гаммообразными мелодическими оборотами и широкими острыми ин­тервальными скачками.

Альборада (исп. alborada, от alba — рассвет) — утренняя серенада, песня испанских пастухов в честь восходящего солнца.
Характер данного этюда — празднично-торже­ственный, это образ испанского карнавала. Светлый мажорный колорит обусловливает общие исполнитель­ские цели, но технически здесь необходимо выявить разные музыкальные образы: первый — танцеваль­ный, с преобладанием стремительного движения на legato, чередующегося с предельно острым staccato, второй — ярко фанфарный, исполняемый штрихом акцентируемое
marcato.

Англез (фр. anglaise — английская) — английский танец. По музыке близок к экосезу, по форме — к ригодону. Ф.Фишер, Ф.Филидор, И.С. Бах включали танцы типа англеза в инструментальные сюиты.
Данный этюд образно пародирует забавную сцен­ку: утонченные леди-аристократки пытаются приоб­щить к искусству танца неуклюжих провинциалов. Исходя из указанной художественной установки, ос­новное внимание необходимо уделить здесь тембро­вым контрастам. Образ женского грациозного танца требует мягкого кантиленного звука vibrato, имитация же тяжеловесных, угловатых движений парней — мощного плотного звука поп vibrato с резкими акцен­тами и интервальными скачками.

Баркарола (итал. barcarola, от barca — лодка) — песнь итальянского рыбака, лодочника. Этот род музыки был особенно распространен в Венеции. На­звание вокальных и инструментальных пьес певучего характера.
Основная художественно-образная цель этого этю­да сводится к созданию стереофонического звукового эффекта: возникающая где-то вдали песня венецианс­кого гондольера постепенно приближается, а затем вновь удаляется и затихает. В отличие от предыдущих этюдов, строящихся на резко контрастных техничес­ких приемах, здесь необходимо добиваться постепен­ного, очень расчетливого crescendo от ррр до полно­ценного / и последующего diminuendo до ррр. Но не менее важно достичь не только динамического нара­стания и затихания звука, но и тембрового — от за­таенного, еле слышимого звучания con sord. до ярко­го мягкого звука и обратно.


Бергамаска (итал. bergamasca) — итальянский танец-песня XVI—XVII веков (происходит из провинции Бергамо, Северная Италия), размер 4/4, оживлен­ный темп, квадратная структура. Использовался раз­личными композиторами XVI — XVIII веков в инструментальных жанрах.
Трудность исполнения данного этюда — в стре­мительности, как бы воздушности движения и соот­ветствующей им легкости звуковоспроизведения, при­ближающегося по характеру к звучанию флейты. В средней части необходимо добиться предельной образной контрастности между синкопированным staccatissimo (как бы женский изящный танец на пуан­тах) и внезапными (мужскими) "притопами" и "вскри­ками", — что воспроизводит характерные черты тем­пераментного итальянского танца.

 

Болеро (исп. bolero) — известный с конца XVUI века испанский народный танец, сопровождаемый ударами кастаньет.
Прообразом этого этюда послужило гениальное Болеро М.Равеля. Здесь валторнист имеет возмож­ность проявить подлинную исполнительскую виртуоз­ность, своеобразную тембровую эксцентрику. На фоне остинатного ритмического узора (имитация равелевс-кого барабана), исполняемого con sord., звучит, при­хотливо развиваясь, все более ярко и темпераментно, основная мелодия. В связи с этим возникает несколь­ко технических проблем. Главная — это овладение техникой правой руки, умение мгновенно менять за­крытое {con sord!) и открытое {senza sord.) звучание инструмента. (Для облегчения данной задачи этот этюд рекомендуется играть сидя.) Вторая проблема — достижение идеальной филировки звука. Это необхо­димо, чтобы усилить иллюзию продолжения звучания мелодии в моменты, когда вновь "прослушивается" барабанный ритм. И последняя исполнительская проблема — необходимость соблюдения абсолютно устойчивого и точного метроритмического пульса (за исключением последних трех тактов) при посте­пенном, но равномерном crescendo от ррр до fff.

 

Бранль (фр. branle — качание, хоровод) — ста­ринный французский танец, вначале народный, поз­же бальный. В XVI—XVII веках возникли различные его разновидности.

В данном этюде, технически более простом, вновь возвращается принцип образной контрастности. Пер­вая его тема ассоциируется с известными струнными сочинениями А. Вивальди, исполняемыми "полным смычком" {detache) — бодро и весело. Ее сменяет ли­рическая, но мужественная, широкая по диапазону тема, звучащая динамически контрастно. В заключе­ние эти темы перекликаются в своеобразном диалоге. Главная исполнительская задача — достичь ровного по насыщенности звука, идеального legato в среднем и нижнем регистрах инструмента.


Бурлеска

(итал. burlesca, от burla — шутка) — музыкальная пьеса шутливого, комического характера. В данном случае причудливость этюда определяется исключительно его асимметричной, "хромой" метри­кой, непредсказуемой для слушателя сменой акцентов. Начало его не предвещает никаких неожиданностей: интонационно и ритмически это вполне традиционная для валторны "музыка охоты". Но вдруг — и это "вдруг" исполнительски следует сделать незаметно — что-то ломается в привычном движении размера 6/8 и начинается некая метроритмическая фантасмагория, которая так же неожиданно, как началась, вновь воз­вращается в "удобное" для уха ровное русло рит­мической пульсации. Задача освоения этого этюда сводится к достижению абсолютной точности, есте­ственности и свободы в исполнении переменных, асимметричных метрических схем.


Бурре
(фр. bourree, от bourree — делать неожидан­ные скачки) — старинный французский народный та­нец, известный с конца XVI века.
Исполнительская проблематика этого этюда проще: плотным, темброво-насыщенным звуком инструмен­тально "пропеть" его в стиле музыкального барокко. При этом изящно, выразительно, без суеты исполнить все морденты, обозначенные в тексте.


Вальс

(от нем. walzen — кружиться) — танец, происшедший от немецких, чешских, австрийских народных танцев. В XIX веке вальс получил широкое повсеместное распространение как танцевальный и концертный жанр, вплоть до введения его в симфонии в качестве одной из частей.
Этот этюд желательно исполнять в стиле вальсов Э.Вальдтейфеля, аранжированных для духового орке­стра. Первая его тема тембрально имитирует соло баритона, затем как бы следует оркестровое tutti с преобладанием виртуозных пассажей деревянных духовых. В образном воспроизведении популярной оркестровой музыки солирующей валторной и состо­ит художественная и технически-исполнительская за­дача данного этюда.


Вербункош

(венг. verbunkos, от нем. Werbung — вербовка) — венгерский танец, возникший во второй половине XVIII века, исполнявшийся при вербовке рекрутов. Предшественник чардаша. Здесь необходимо выявить основные ладовые и ритмические особенности венгерской и цыганской народной музыки: звукоряд с двумя увеличенными секундами, пунктирную ритмику с укороченными сильными долями, чередование эмоциональной мед­ленной и виртуозной быстрой музыки. Сугубо валтор-новая проблема этого этюда состоит в достижении полного и ровного звучания в крайних его частях в пограничном, не самом исполнительски удобном диа­пазоне — малой и первой октавах.


Вилланелла

(итал. villanella) — деревенская пес­ня, популярная в XV—XVI веках в Италии.
Композиция данного этюда имеет четкий образный характер: первая его часть представляет собой идил­лически-пасторальную картину деревенского вечера (слышится пение, отдаленные звуки рога, отражаемые эхом), а вторая часть — это хороводная песня-танец, разворачивающаяся все более стремительно, темпера­ментно. Поэтому техническая задача здесь одна: рас­считать и исполнить постепенное динамическое и темповое нарастание, в конце которого необходимо прийти к темпу presto и звучанию ff.


Виллотта

(итал. villotta) — итальянский песенно-танцевальный жанр народного происхождения, полу­чивший распространение в XV—XVI веках.
В этом этюде валторнист должен продемонстриро­вать недюжинное чувство юмора и даже актерское мастерство, если представит такую сценку: из тавер­ны возвращается изрядно подвыпивший итальянец, который все еще продолжает напевать и приплясывать, но все чаще спотыкается, бормочет что-то несу­светное и явно фальшивит. Исходя из такой художе­ственно-образной установки, здесь можно и нужно исполнять всё преувеличенно деформированно, кари­катурно: подчеркивать акценты, ритмические сбои и паузы, интонационные нелепости, то есть играть всё почти ad libitum.


Вильянсико
(исп. villancico) — песенный жанр народного происхождения, распространенный в ис­панской музыке эпохи Возрождения.
Крайние части данного этюда отображают картину знойной андалузской ночи, — это возможно при мяг­ком, матовом звучании валторны, идеальной кантиле­не. А средняя часть воспроизводит пылкую серенаду влюбленного кабальеро под балконом обожаемой се­ньориты. Поэтому здесь следует резко изменить ха­рактер звука, интонационно выражая решительность, мужественность и страсть.


Вольта

(итал. volta, от voltare — поворачивать) — старинный парный танец, разновидность гальярды. Темп быстрый, размер трехдольный. В XVI—XVII ве­ках был популярен во Франции и Англии. В этом этюде стилизуется французский придвор­ный танец, по характеру близкий менуэту. Поэтому так же, как в танце, состоящем из чередований различных изящных поз и пластичных телодвижений, в музыке нужно выявить вариационные изменения основной темы. Особое внимание следует обратить на предпоследнюю вариацию, ее надо исполнять пре­дельно остро, но легко, как бы pizzicato.


Гавот

(фр. gavotte) — старинный французский танец народного происхождения. С XVII века вошел в придворный обиход. С XVIII века встречается в инст­рументальных сюитах. Начало этюда надо исполнять остренько и изящно — как бы на фаготе. Вообще весь гавот, последователь­ность его эпизодов, представляет собой нечто вроде миниатюрного кукольного балета. Задача исполните­ля — проявить изобретательность, умение находить неожиданные образные краски, сугубо музыкальное чувство юмора.


Галоп

(фр. galop — скакать) — танец с тактовым размером 2/4, очень быстрого движения, основанный на прыжках. Галоп появился в 20-х годах XIX века. Впоследствии был включен в кадриль в качестве ее последней, наиболее быстрой части.
Этот галоп должен звучать как галоп-буффонада, по существу это лихая цирковая музыка. Но здесь есть ряд технических проблем. Следует обратить внимание на резкую смену ритмических схем: сначала преобла­дает острый пунктирный ритм, после имитации басо­вых ходов следует большой раздел стремительной "скачки", требующей от исполнителя применения техники двойного staccato. В конце, на кульминации этюда, — калейдоскопическое "мелькание" предыду­щих ритмов и мелодических фраз на предельно кон­трастной динамике.


Гальярда

(итал. gagliarda — бурная, смелая) — старинный итальянский танец с прыжками, умеренно быстрого движения, тактовый размер 3/4. В XVI веке гальярда исполнялась вслед за паваной и в сочетании с ней составляла двухчастную танцевальную сюиту.
Совершенно иной характер музыки в данном этю­де. Широко и величаво звучит первая тема, вторую же необходимо играть, как торжественное оркестровое tutti, — это картина праздничного церемониала. Ха­рактер звука должен оставаться неизменным на всем протяжении этюда: валторна звучит здесь мягко, плот­но, без форсирования, штрих также единый — marcatoi звучащее почти как legato.

Гросфатер (нем. Grobvater — дедушка) — шуточ­ный немецкий танец, был распространен в XVII— XIX веках как свадебный танец, который исполняли все присутствовавшие на свадьбе. Состоял из медлен­ной (трехдольной) и быстрой (двухдольной) частей. Использован в фортепианных циклах "Бабочки", "Кар­навал" Шумана, в балете "Щелкунчик" Чайковского.
Здесь — в технически несложном этюде — жела­тельно образно и эмоционально воспроизвести радо­стное состояние рождественского праздника. Первые такты этюда — это приглашение на танец у новогод­ней елки. А далее — картина безмятежного, веселого хоровода, в котором участвуют и дети и взрослые. Желательно добиться общего нарастания мажорности, света. Glissando надо исполнять совершенно бесша­башно, свободно, как какие-то восторженные шалов­ливые выкрики.


Жига

(англ. jig) — старинный английский очень быстрый танец народного происхождения, основан­ный на трехдольном (вроде триольного), преимуще­ственно непрерывном движении в тактах размером 3/8, 3/4, 6/8, 6/4, 9/8, 9/4, 12/8, 12/4 и т. д. В четырех-частной танцевальной сюите XVII—XVIII веков жига составляла четвертую (последнюю) часть, следуя пос­ле сарабанды. Данный этюд по характеру должен оставлять впе­чатление причудливости, мрачного гротеска. Он до­статочно сложен, в нем сочетаются техника подвиж­ного legato с прихотливо меняющимися акцентами и мелкая стаккатная техника, где можно использовать приемы как обычного, так и двойного staccato. Реко­мендуется исполнительски подчеркивать все синкопи­рованные ритмические моменты.

Каватина (итал. cavatina) — название одной из разновидностей оперной арии, обычно напевного лирического характера; иногда название певучей инст­рументальной пьесы. Заключительный этюд данного сборника выражает светлые и одновременно трагические чувства, связан­ные с памятью о Михаиле Николаевиче и Виталии Михайловиче Буяновских. Написан данный этюд в стиле драматичных напев­но-речитативных оперных арий музыки барокко — так называемых арий lamento. Это скорбный монолог, камерный реквием. От исполнителя требуется владе­ние всем диапазоном валторны, способность ярко, с предельной экспрессией, широким мягким звуком выражать тонкие и глубокие чувства. При этом сугу­бо технически необходимо проявить разумное чувство меры между академически точным соблюдением всех метроритмических особенностей этой музыки и сво­бодной по темпу, динамике ее интерпретацией, при­ближающейся по характеру к rubato.

 

Владимир Митителло. Характерные этюды для валторны. Издательство "Композитор", Санкт-Петербург,  2000, с. 4-8