Главная

Давайте поговорим о выборе медных духовых музыкальных инструментов. Кому адресована настоящая статья? В первую очередь тем, кто должен принять решение и стоит перед выбором (наличие выбора это уже очень хорошо) музыкального инструмента, но по тем или иным причинам не может самостоятельно пройти тест-драйв. Это делающие первые шаги студенты и/или их родители, директора и администраторы музыкальных школ, училищ, функционеры комитетов культуры, районных/городских администраций и т.п., т.е. все те, кто в тот или иной момент принимают решение о приобретении инструмента, но не могут объективно оценить качество той или иной модели, т.к. не являются музыкантами-духовиками.  Начнем с выбора тубы, почему тубы?

Просто потому что тубы самые дорогие медные духовые инструменты, с большим отрывом от трубы, корнета, тромбона, тенора и т.п. Даже в сегменте для самых начинающих, «студенческие» тубы стоят более 70 тыс. рублей, что является, безусловно, существенной суммой для семейного бюджета, да и для музыкальных школ, училищ цена ошибки здесь велика. С другой стороны, стоимость тубы от известных немецких брендов в России находится на уровне цен новых автомобилей гольф класса от Renault или Peugeot. В чем же проблема выбора для людей, принимающих решения? Во-первых, в том, что в России отсутствуют профессиональные магазины, продающие медные духовые музыкальные инструменты. Они отсутствуют просто как класс, отражая тем самым не слишком распространенную (к сожалению) в сегодняшнем Российском обществе культуру игры на медных духовых. Конечно, в странах Азии, в первую очередь в Японии, музыкальные инструменты также продаются в основном через музыкальные «супермаркеты», но мне больше импонирует европейский и североамериканский опыт, когда такие покупки делаются через профессиональные магазины. Такие магазины имеют узкую специализацию (low brass) и как правило на позициях «продавцов» там работают квалифицированные музыканты. Однако, вернемся в Россию. Не стану развивать здесь тему где купить, сфокусируемся на проблеме какой инструмент (какую модель) выбрать. Итак, выбор имеет как минимум два параметра цена и качество. К сожалению, для многих выбор ограничен ценой. В настоящей статье речь идет о выборе инструмента для студентов, т.о. ограничим цену уровнем в 110 тыс. рублей. (до $3500)  Давайте посмотрим, что теоретически предлагается на мировом рынке в этом ценовом диапазоне: инструменты, произведенные в Китае no brand, самые недорогие модели фабрики Amati (Cerveny, Stowasser), тайваньские от Jupiter, бразильские инструменты от Weril, б/у инструменты от ведущих немецких брендов и St.Petersburg от ЗДМИ. Правда, одно дело в мире, а другое дело в России, если в США действительно большой рынок б/у туб, то в России его практически нет, так что опция б/у инструменты от ведущих немецких брендов отпадает (к тому же этот выбор только для индивидуалов, не для госзаказа).  Ценовая политика дилеров Amati/Cerveny в России также выводит этот бренд из нашего рассмотрения. В действительности, можно говорить только об инструментах, сделанных в Китае, а также брендах Weril, Jupiter и St.Petersburg (ЗДМИ). Внимательнее рассмотрев, что предлагают дилеры Weril и Jupiter в России, быстро обнаружим, что в указанном ценовом диапазоне предлагаются в основном помповые инструменты. Кроме того, в России не очень употребим термин эфониум (euphonium), а именно эти инструменты (в помповом исполнении) активно предлагаются дилерами по ценам в диапазоне 30-70 тыс. рублей.

 

Многие дилеры-«супермаркеты» не отделяют эфониумы от туб и у неискушенных покупателей возникает неверное представление о ценах на тубы. На самом деле эфониумы это обычные тенора и баритоны, только выполненные не в немецкой (русской) традиции овальной формы, а с прямым раструбом и помповой голосовой машинкой. Прежде всего, надо понимать, что эфониум (баритон) отличается от тубы тем, что его основная частота (строй Си-бемоль) в два раза выше чем у тубы в строе Си-бемоль. Основной строй тубы Си-бемоль составляет 29.13 Гц при длине инструмента около 580 см, что соответствует ноте Си-бемоль субконтр-октавы, в то время как основной строй баритона (или тенора) составляет 58.26 Гц при длине инструмента около 270 см (си-бемоль контр октавы). Причем главное в данном случае это октава, в которой расположен строй. Кроме того, баритон это узкомензурный инструмент с типичным значением мензуры 14-16 мм, что естественно ограничивает его тембральные возможности.

Кроме этого, стоит внести ясность в то, что такое тубы размера 3/4, 4/4, 5/4 или даже 6/4. Аналогия со струнными инструментами здесь не проходит совсем.  Дело в том, что все тубы в строе си-бемоль имеют одинаковый строй (длину основного канала), но отличаются друг от друга входным диаметром мундштука, мензурой (диаметр цилиндрической части в голосовой машинке), мерой мензуры (конусность), диаметром раструба, весом и размером. При этом, очевидно, что чем меньше мензура, тем сложнее звукоизвлечение и полнота звучания уменьшается.

 

Итак, в указанном диапазоне цен для классической роторной тубы 4/4 остались только «китайцы» и St.Petersburg от ЗДМИ. Это вообще-то неудивительно, как правило, импорт в России стоит дороже (иногда значительно), чем те же товары в развитых странах Европы и Северной Америки. В случае музыкальных инструментов это определяется исключительно аппетитами Российских дилеров и ставкой НДС (18%), т.о. единственная группа производителей, которая сохраняет свой умеренный уровень цен это «китайцы», и бренд St.Petersburg от ЗДМИ, который продается в России дешевле, чем в других странах мира.

 

Теперь самое время вспомнить о преподавателях, конечно кроме цены есть еще один важный (иногда определяющий) фактор рекомендации преподавателей. Обсуждать такие рекомендации не имеет смысла, это вопрос личного восприятия и доверия к конкретному человеку. Однако просто обращайте внимание кто из авторитетных для Вас музыкантов на каких инструментах играет.

Все же хотел бы дать читателю несколько самых общих советов (которые естественно верны не только в случае выбора тубы, но и вообще для любых духовых музыкальных инструментов). Не буду ничего плохого говорить об инструментах, сделанных в Китае, тем более что в большинстве случаев инструменты продаются под «виртуальными» брендами и сложно сказать на какой фабрике сделан данный инструмент (крупных фабрик, производящих медные духовые музыкальные инструменты в Китае примерно 5-6). Фабрики достаточно сильно отличаются друг от друга как по качеству изготовления инструментов так и по отношению к созданию новых моделей инструментов. Как правило, все фабрики занимаются старательным клонированием ведущих моделей немецких брендов таких как Miraphone например (в случае тубы), но старательность у всех разная. Инструменты, сделанные в Китае, отличает сильный разброс по качеству звука даже внутри одной и той же модели, так для того чтобы выбрать хороший инструмент надо выбирать из 8-10 одинаковых инструментов, что вряд ли возможно у Российских дилеров. Заочная покупка в интернет магазине – это покупка кота в мешке. Не стоит также обманываться красивыми названиями и звучаниями брендов, как например Roy Benson, Brahner, GEWA и т.п. продукция, продаваемая под этими брендами, сделана в Китае, а сами бренды принадлежат музыкальным дилерам. Разница заключается только в отношении  этих дилеров к своему бизнесу, контроль качества, маркетинг, реклама и т.п.

Интересующемуся темой выбора тубы читателю, владеющему английским языком, рекомендую известный американский форум тубистов  http://forums.chisham.com/, четверть миллиона постов – солидный объем информации, есть что почитать.

 

В заключении хотел бы упомянуть несколько объективных преимуществ Ленинградских (St.Petersburg) туб от ЗДМИ:

  • Возможность живого выбора из большого количества инструментов, на складе в Санкт-Петербурге всегда более 20 туб на выбор.
  • Многолетняя традиция воспитания молодых музыкантов на Ленинградских тубах во времена СССР и позднее в современной России.
  • Качество, подтвержденное с 1995 многолетними продажами туб бренда St.Petersburg на свободных рынках по всему миру от США до Японии.
  • Конкурентные цены за счет прямых продаж через офис ЗДМИ в Санкт-Петербурге.
  • Доступная обратная связь покупателей с производством через вебсайт ЗДМИ и офис в Санкт-Петербурге.